Анализ стихотворений


Автор: Збронская М.

Марианна Збронская, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренинги, статьи, другие интервью

Анализ стихотворений (часть 1)

Ведущая — Марианна Збронская

Лирический герой, которого я выбираю

Список стихотворений

  1. «Каменный тролль» Дж. Толкиен

  2. «Увертюра» И. Северянин

  3. Без названия

  4. «Утро» Д. Хармс

  5. «Три раза в году…» О. Чухонцев

  6. «Когда я встал под знамя полка» Р. Сатклиф

Без названия

Холмов верхушки над туманом
Я наблюдал с высокой башни.
Облокотясь на парапет,
Я спал и видел сон вчерашний.

Тут прилетел с востока ветер,
Прогнал туман, холмы очистив.
Я по ступеням зашагал,
За мной хвостом метнулись мысли.

Холмы над пустошью — хребтом,
Над жёлтой рощей лист танцует,
Засыпан хвоей тёмный пруд,
Дождь на воде круги рисует.

Я поднимаюсь на вершину
За горстью огненной рябины,
Там — только треснувший валун,
Да бурелом непроходимый.

Сквозь тучи вдруг пробилось солнце,
И прянул ветер, и сорвал
С меня последние покровы…
Тогда забыл я всё, что знал.

19.10.2002

Сводный портрет лирического героя в стихотворениях

Пол — мужской. Возраст — 30-40 лет. Не семейный. Считает, что скоро должен поменять жизненные ориентиры, например: остановиться на какой-то одной профессии; создать семью; следовать истинным ценностям; творчески подходить к ежедневной рутине.

Лозунг для «здесь и сейчас»:

  • я самый-самый, круче всех, знаю, как правильно жить, а ещё я прикольный;

  • не в деньгах счастье, пора уже куда-то жить;

  • жизнь так удивительна, что стоит брать от неё больше, и давать больше;

  • я должен выбрать, о ком заботиться.

Чувства «здесь и сейчас»:

  • нравится быть центром внимания;

  • благоговение перед вечностью;

  • умиротворение;

  • готовность измениться.

Я могу сказать, что всё сказанное выше относится лично ко мне, так или иначе, уже сейчас.

Я обнаружил, что «Ананасы в шампанском» и «Когда я встал под знамя полка» — стихотворения, в которых лирический герой обладает неожиданными качествами и желаниями. В первом — брызжущий энергией человек, обаяшка, живущий только здесь и сейчас, делающий всё на одном дыхании, наслаждающийся жизнью, человек-молния. У меня есть желание быть таким же — он мне нравится.

Во втором — романтично настроенный, наивный парень, мечтающий о славе, подвигах, женщинах и взрослой жизни. Не ожидал, что эти желания во мне ещё живы.

Вообще, готовя анализ лирического героя, часто вспоминал сценарный подход Э. Берна в книге «Игры, в которые играют люди». Пожалуй, анализ лирического героя — метод более доступный, а результаты его нагляднее и выглядят жизненнее… не настолько обобщённо и метафорично.

Анализ выбранных стихотворений

Следует отметить, что в четырех из них лирический герой описан в минуты принятия или необходимости принятия жизненно важных решений. Авторы от лица лирического героя рассказывают о долгих размышлениях, и ни в одном стихотворении они не заканчиваются принятием решения, напротив, герой словно отказывается от принятия решения, отодвигая его, забывая о нем («Без названия» Я) или перекладывая ответственность за его принятие на девушку («Три раза в году цветет тамариск» О. Чухонцев). Большую роль в поэтической структуре этих стихотворений играют силы природы, метафорично отображающие процесс «бесплодных размышлений», от которых герой отказывается под их влиянием, или посредством которых стремится манипулятивно заставить девушку принять нужное ему решение.

В стихотворении Северянина герой, наоборот, импульсивен, демонстративен. Он без труда получает то, что герой вышеописанных произведений получить не может: внимание, легкость в принятии решений. Но здесь ответственность за эти решения редуцирована состоянием героя: он играет «я трагедию жизни превращу в грезофарс», он словно говорит: «я играю, значит, я ребенок; я делаю то, что мне хочется, но дети не могут отвечать за свои поступки». В своем анализе О подчеркивает, что хотел бы быть похожим на этого героя, хотел бы так же легко завоевывать внимание, следовательно, налицо зависимость от социального одобрения, потребность во внимании.

В стихотворении «Когда я встал под знамя полка» лирический герой мечтает о славе женщинах (потребность в женском (материнском?) внимании) и, как интерпретирует сам Олег, о «взрослой жизни». Мечта о взрослой жизни дает основание предположить, что лирический герой признает за собой отсутствие этой «взрослости» сейчас, то есть, он снова принимает на себя роль ребенка.

Вывод:

Исходя из вышесказанного: позиция подчиненного ребенка, которому требуется разрешение и подсказка матери, сложности в принятии решения, потребность во внимании и одобрении, которая фрустрируется в силу возраста и социального положения взрослого самостоятельного мужчины, живущего отдельно от родителей.

К.О

Анализ стихотворений (часть 2)

Ведущая — Марианна Збронская

Анализ выбранных стихотворений

К.М

Ты запрокидываешь голову
Затем, что ты гордец и враль.
Какого спутника веселого
Привел мне нынешний февраль!

Позвякивая карбованцами
И медленно пуская дым,
Таинственными чужестранцами
Проходим городом родным.

Чьи руки бережные трогали
Твои ресницы, красота.
Когда и как, и кем, и много ли
Целованы твои уста —

Не спрашиваю. Дух мой алчущий
Переборол уже мечту.
В тебе божественного мальчика, -
Десятилетнего я чту.

Помедлим у реки, полощущей
Цветные бусы фонарей.
Я доведу тебя до площади,
Видавшей отроков-царей…

Мальчишескую боль висвистывай,
И сердце зажимай в горсти…
Мой хладнокровный, мой неистовый
Вольноотпущенник — прости!
(М.Цветаева)
Послезавтра наступит весна,
И уедешь ты всед за весной,
И по талому снегу одна
От вокзала вернусь домой.
Буду жить от письма до письма,
Буду ночью смотреть на луну.
А у нас почтальоны в дома,
Как газеты, разносят весну.
Мне такая судьба не страшна,
Потому что другой просто нет.
Послезавтра наступит весна.
Ты заранее взял свой билет.
(Е.Моисеева)
Люблю тебя

С алых губ сорвались и умчались
Две белые птицы.
Полетели искать тебя,
Трепеща крылами.

Их поранила грань горизонта,
И вся даль обагрилась кровью.

… И вернулись они,
Трепеща крылами
Две красные птицы,
На белые губы.
(В.Порумбаку)

 

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря.
Дорогой, уважаемый, милая, но не важно
Даже кто, ибо черт лица, говоря
Откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и не чей верный друг приветствует вас с одного
из пяти континентов…………………….
(И.Бродский)

 

Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.

Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди веселыми глазами.
Вот эта синяя тетрадь —
С моими детскими стихами.

Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
(А.Ахматова)

 

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть и меня
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окоянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.
(А.Ахматова)

Задание выбрать пять стихотворений о любви. Очень сложное — всего пять! И все-таки я не уложилась в этот формат, выбрала шесть. Мне бы хотелось сюда включить еще с десяток стихотворений (Высоцкого, Горбовского, Ахматову, Гумилева и т.д.)

Выбор мой был сделан по некой сиюминутной прихоти. Отобрала те стихи, которые ложились на душу именно в тот вечер. Из них особо любимыми вообще по жизни были «Послезавтра наступит весна…» и «Ниоткуда с любовью…»

Общая направленность — любовь ушедшая или уходящая , любовь разбитая и разбивающая все вокруг.

Главная героиня (герой). Женщина, которая согласна с тем, что любовь ушла. Пусть так, ведь нет другой судьбы. Главное, что я могу любить. Пусть это мучительно, пусть это это страшно и болезненно, но это так. (Люблю тебя, «Послезавтра наступит весна…» «Ниоткуда с любовью…», «Ты запрокидываешь голову…») Другая линия — женщина, которая в ожидании любви. Но ожидание это не радостное и светлое. Это скорее мучительное одиночество. Это стремление, заглядывая в глаза каждому встречному, увидеть свою судьбу, своего родного человека. И каждый раз понимать, что все не то, не так и не туда. Любовь, которая приходит — это отчаянье, т.к. все поздно, душа уже устала. («Широк и желт вечерний свет..») И третья линия — женщина, которая свою любовь переплавляет в ненависть, потому что так проще. Легче прогнать мужчину, пусть это больно, но можно принять это как свой выбор, как свое решение. («А ты думал, я тоже такая…»)

Такие линии поведения и «чувствования» очень характерны для меня. Я часто болезненно или агрессивно реагирую на неурядицы в личной жизни (лучший аргумент в разговоре — звон бьющейся посуды). Год в «Синтоне» сильно изменил некоторые реакции. Но не смогли сделать меня абсолютно самодостаточной. Бывают периоды, когда я мучительно пытаюсь угадать в очередном мужчине свою судьбу, близкого мне человека. Сейчас эта тема (через год с лишним после развода) становится актуальна. И, видимо, поэтому сейчас линия поиска и ожидания в литературе так привлекает меня.

С другой стороны я до сих пор иногда считаю себя виноватой в болезни своего мужа (спился после войны). И до сих пор испытываю очень теплые чувства к этому человеку, даже зная все его недостатки. Именно с этой позиции я выбирала стихотворение «Ты запрокидываешь голову..» Еще не отболело, еще не все ниточки обрезаны «Мой хладнокровный, мой неистовый вольноотпущенник — прости.»

Что характерно изначально на душу не легло ни одно светлое и теплое стихотворение. А то, что было выбрано читалось именно с минорных позиций. Хотя то же «Широк и желт вечерний свет…» — можно читать как стихотворение-радость, стихотворение-праздник (Ты пришел, ты есть и это — чудо!) А «Ты запрокидываешь голову…» можно читать не трагично, а с позиции иронии и легко дразнящего флирта. Иное прочтение и иные стихи — это уже следующий шаг.

Анализ выбранных стихотворений

К.А

Если провести анализ поведенческого психологического портрета лирического героя в стихотворениях, выбранных А, то мы увидим, что все стихотворения, кроме, может быть, одного, относятся к философской лирике. Среди выбранных стихотворений лишь одно носит эмоционально-чувственный характер, однако и в нем чувства скрыты за описанием ситуации, картинки («Вишневое варенье» М. Щербаков). Стихотворение делится на три части. Любопытно, что в первой и второй частях, где описывается прибытие корабля и желание лирического героя принять участие в торжестве по этому поводу, слов, несущих эмоционально-экспрессивную окраску значительно больше, чем в третьей части, где, собственно, описываются чувства героя к своей возлюбленной.

В стихотворениях М. Щербакова «Сначала я, натурально, жил…» и «Любовь, как истина, темна…» размышления лирического героя тоже лишены яркой эмоциональной окраски. Первое сводится к описанию давно прошедшей ситуации, любопытно, что, анализируя собственную жизнь, герой практически отказывается от собственной роли в ней. На протяжении всего текста стихотворения действующими силами являются обстоятельства: «Она и я оказались вдруг единой частью порядка,/ Сменить который не властны ни безумие, ни мораль». «В конце концов (не ведаю, кто из демонов научил нас),/ Свершилось нечто…» и женщина (ни разу, в тексте она не названа ни любимой, ни как иначе) определяющая вектор судьбы: «То здесь, то там движением каблучка, плеча или взгляда/ Она приказывала клыкам не сметь — и те не могли», «Поэтому стоило мне мелькнуть, как я уже был замечен:/ Не то чтобы избран, но учтен во всяком случае был», «Все так же, видимо, где-то она маячит и пропадает,/ Вертя пространство перед собой, как пряха веретено». Слова героя о себе самом крайне скудны и сводятся буквально к пяти фразам: «Сначала я, натурально, жил без всякого разуменья./ Затем подрос, но, будучи слеп, рассчитывал на чутье», «Лишь я скучал в стороне», «Потом я выучил языки и сделался безупречен», «Все так же брат мой ходит за ней вослед и так же страдает./ но это мне, простите, уже два года как все равно», «я представлял собою/ Какое-то неизвестное химикам бурое вещество», все они так или иначе подчеркивают некоторую диффузность, невыраженность образа «Я» героя и его почти сознательное подчинение внешним обстоятельствам, на которые он благополучно перекладывает ответственность за собственную жизнь. Стоит так же обратить внимание, на наш взгляд, что женщина — героиня стихотворения — является как раз активным действующим лицом, определяющим судьбу лирического героя, и по описанию самого А она похожа на его нынешнюю подругу. При этом, на наш взгляд, есть определенная связь между героиней стихотворения «Вишневое варенье» и «Сначала я, натурально, жил…». В обоих выбранных стихотворениях женщина яркая, красивая, властная, самостоятельная, в обоих стихотворениях герой находится в позиции ведомого — «жертвы» относительно неё.

Интересно, в свете вышесказанного, проанализировать последнее стихотворение, выбранное А «Восходя дорогой горной прямо к бездне голубой…» М. Щербаков. А анализирует лирического героя — рассказчика, хотя, на наш взгляд, идентифицирует он себя с героем, к которому обращается автор-рассказчик. Печальный, гордый брат, которого «недуг сердечный» сжимает «в горсти». «Принц юный», живущий, «до срока», определенного судьбой, в длящемся феврале. Юный романтик, ломавший крылья и рыдавший от холода и нуждающийся в опытном старшем друге, который вел бы его по жизни, ободряя и успокаивая.

Вывод:

Размышления лирического героя в выбранных стихотворениях лишены яркой эмоциональной окраски. Анализируя собственную жизнь, герой практически отказывается от собственной роли в ней, диффузность, невыраженность образа «Я» героя и его почти сознательное подчинение внешним обстоятельствам, на которые он благополучно перекладывает ответственность за собственную жизнь. Женщина — героиня стихотворения — является как раз активным действующим лицом, определяющим судьбу лирического героя, женщина яркая, красивая, властная, самостоятельная, в обоих стихотворениях герой находится в позиции ведомого — «жертвы» относительно неё. Герой, нуждающийся в опытном старшем друге, который вел бы его по жизни, ободряя и успокаивая.

Исходя из этого, можно предположить пассивную, «жертвенную» жизненную позицию, наличие подавленных эмоций.


Анализ выбранных стихотворений

К.М

В первых двух стихотворениях, выбранных Н (М. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел…» и С. Есенин «Я помню, милая, помню…»), изображена одна и та же коллизия: расставания, разлука. Анализируя эти вещи, Н говорит: «Как мне кажется, она переживает весьма часто встречающуюся ситуацию: мужчина быстро влюбляется и вскоре у него это чувство проходит. Просто так проходит. Без причины. А женщина: она полюбила его. Пока у него была влюбленность, все было замечательно. Но вот он остыл, а она нет. Для него она прочитанная книга», — это о стихотворении Цветаевой, и повторяет примерно то же, говоря о стихотворении Есенина: «Это была именно влюбленность: яркая, эмоционально насыщенная, но: не долговечная», «В его душе погас огонь, но оставил добрый след о ней и об их романе», «В момент их романа он действительно думал, что это серьезно, испытывая глубокие чувства и яркие эмоции. Но они не выдержали испытание временем и пространством».

Понятно, что и в одном и в другом случае Н идентифицирует себя с героиней. В первом стихотворении с лирической героиней, обращающейся с упреком к мужчине: «Мой милый, что тебе я сделала», во втором — с героиней, к которой обращается бросивший её мужчина. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в первом стихотворении женщина выступает в роли «жертвы», которую бросили и виновником её несчастья является вчерашний возлюбленный, она страдает и упивается своим страданием, обобщая себя со страдающими и плачущими другими:

…Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

В тексте же второго стихотворения нет указания на характер героини и на конкретные обстоятельства, предшествующие расставанию и сопровождающие его, однако, Н субъективно формирует образ героини, очень похожий на героиню Цветаевой, и снова она — страдающая сторона, жизнь которой зависит от прихоти мужчины, и даже будучи «мудрой и взрослой» и ожидая разрыв, она, тем не менее, остается упрекающей: Н видит попытку оправдаться в словах лирического героя Есенина: «возможно, отчасти оправдываясь в том, что, не желая того, обманул ее».

В стихотворении А. Пушкина «Её глаза», лирический герой говорит о двух разных женщинах, но Н, судя по ее анализу стихотворения, идентифицирует себя с ними обеими, не разделяя их образы. В её анализе просвечивает её идеал женщины: «видит в ее глазах, — зеркале души, — огонь и одновременно томность, детскую простоту и великолепие, подобное ангелу: это необъяснимое сочетание противоречивых качеств, которое кажется не может уживаться в одном человеке, а потому так пленительно для него. Это женщина-загадка т.к. он не может дать ей точного односложного определения, какая она», как, впрочем, и идеал мужчины, который в двух словах можно описать как «мужчина восхищающийся», чем-то похожее «мужчина нуждающийся во мне» ожидание сквозит и в следующем, выбранном ею стихотворении, которое мы рассмотрим позднее. В данном же стихотворении нам кажется любопытным следующий факт. Лирический герой А. Пушкина описывает двух, как мы уже говорили, героинь, причем его описание (то, чего не захотела увидеть Н) довольно точно характеризует вторую героиню, Оленину, как скромное, нежное, задумчивое создание. Можно предположить, что это как раз те черты, которые не хочет видеть в себе Н, как раз то, что скрыто под гиперкомпенсаторной строгостью?

Всепобеждающая потребность быть нужной выражена в следующем выбранном стихотворении, стихотворении М. Цветаевой «Наконец-то встретила надобного мне…» Анализируя это стихотворение, Н проговаривает одну из своих основополагающих установок: «Любовь — это взаимная зависимость».

Следующие два стихотворения отражают её форму защиты: образ самостоятельной, независимой, свободной женщины, противопоставляющей себя миру. О том, что подобный образ не подкреплен внутренним содержанием, говорит постоянное употребление в стихотворении слова «слыву» — это, характерное, кстати сказать, для творчества М. Цветаевой, запутывание следов, как и в строчках:

Коль похожа на жену — где повойник мой?
Коль похожа на вдову — где покойник мой?
Коли суженого жду — где бессонница?

В её анализе явно выражена попытка освободиться от ханжеских установок, и в следующем стихотворении «Нет, я не верю в искренность отказа…» мы видим тот самый «ханжеский мир», против которого восстает её героиня. Уместно, на наш взгляд, вспомнить здесь отрывок из диагностической беседы с Н: «Долго не могла понять, почему дети в детском саду, когда им весело, показывают зубы. Бабушка с дедушкой улыбались с закрытым ртом, растягивая губы».

Вывод:

Итак.

В первом стихотворении женщина выступает в роли «жертвы», которую бросили. Идеал женщины — «женщина-загадка т.к. он не может дать ей точного односложного определения, какая она»; идеал мужчины, который в двух словах можно описать как «мужчина восхищающийся», или «мужчина нуждающийся во мне». Потребность быть нужной выражена в следующем выбранном стихотворении, стихотворении М. Цветаевой «Наконец-то встретила надобного мне…», анализируя это стихотворение, Н проговаривает одну из своих основополагающих установок: «Любовь — это взаимная зависимость».

Попытка освободиться от ханжеских установок: «Нет, я не верю в искренность отказа…». Представление о жизни, как о «ханжеском мире», против которого восстает её героиня: во время жизни у бабушки с дедушкой «у меня не было такой эмоции — злость», единственная эмоция, которую видела по отношению к себе — «сюсюканье» (подавление, уже в раннем детстве, естественных эмоций). Когда родился младший брат, бабушка «перестала меня любить, у нее появилась другая игрушка».

Налицо внутренний конфликт: потребность в любви и понимании, с одной стороны, и страх, что любовь предполагает зависимость и беззащитность, следовательно, компенсаторно развивается защитная реакция подавления потребности в любви, которая внешне выражается в вышеописанных защитных формах поведения, с другой. Вся картина усугубляется базовым недоверием к миру и «жертвенной установкой».

Анализ выбранных стихотворений

К.М

Выбранные стихотворения можно, на наш взгляд, разделить на две группы. Первая: стихотворения, в которых сквозит обреченность, чувства лирической героини — любовь-обреченное ожидание («Послезавтра наступит весна…» Е. Моисеева), любовь безответная или любовь, у которой нет и не может быть воплощения, грусть, печаль, безысходность («Ниоткуда с любовью» И. Бродский, «Широк и желт вечерний свет…» А. Ахматова).

Вторая группа — это стихотворения, которые, на наш взгляд, содержат описание компенсаторных (защитных) форм реагирования («Ты запрокидываешь голову» М. Цветаевой, и «А ты думал, я тоже такая…» А. Ахматовой). Героиня стихотворения М. Цветаевой предстает перед нами демонстративно легкомысленной: «Какого спутника веселого привел мне нынешний февраль», отстраненно томной «Позвякивая карбованцами/ И медленно пуская дым,/ Торжественными чужестранцами/ Проходим городом родным», переборовшей мечту (подавившей чувства?) и относящейся к своему спутнику несколько по-матерински, чуть свысока «В тебе божественного мальчика, десятилетнего, я чту». И не однозначно, на наш взгляд, к кому, в действительности, относятся слова последнего катрена «… боль высвистывай и сердце зажимай в горсти». Можно предположить, что обращение к герою скрывает свершившееся уже в душе лирической героини действие и призыв к герою, лишь призыв повторить её опыт, поскольку она мудрее. Интересно в этой связи рассмотреть образ героя, описанного М. Цветаевой: капризный, «инфантильный» нрав и облик нежного, красивого, заносчивого юноши, способного или нет? — на глубокие переживания, — таким запечатлен Осип Мандельштам в цветаевских стихах. Так в поэзии Цветаевой появляется лирический герой, который пройдет сквозь годы и годы ее творчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, недостоверности в чувствах. Не муж — защита и сила, а сын — забота и боль…

Стихотворение А. Ахматовой «А, ты думал — я тоже такая…» — это как бы реплики в ответ на оставшуюся «за кадром» фразу. Впрочем, полный сценарий эллиптически запечатленного любовного поединка читается без труда, чему в немалой степени способствует общий контекст ахматовской лирики «Вечера», «Четок» и «Белой стаи». С другой стороны, трудно не согласиться с Г. Гуковским, что строки:

Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом…

это клятвы Демона… Налицо резкий стилистический контраст. Любопытно, что анализируя это стихотворение М пишет: «Легче прогнать мужчину (курсив наш), пусть это больно, но можно принять это как свой выбор, как свое решение», хотя по тексту произведения явно читается совершенно иная ситуация: мужчина бросает и уже после этого, чтобы избежать боли утраты женщина-героиня «переплавляет» любовь в ненависть.

Отдельно, вне этих групп, стоит стихотворение «Люблю тебя» В. Порумбаку. Интересно, на наш взгляд, подробно проанализировать его.

Любимый за горизонтом, который ранит. Любящий в ограниченном замкнутом пространстве, простор до горизонта, даль; кажущаяся перспектива, на самом деле трагический обман. Многоточие заставляет задуматься над заголовком: Любовь осталась или ушла к третьей строфе? Зеркальная композиция скреплена повтором «Трепеща крылами» — волнение, беззащитность, статичность. На наш взгляд, трудно лететь, трепеща крылами. Вспомнились японские гравюры — разрезанное пространство, отдельными пятнами алые губы, птицы, красный горизонт. Плавного движения нет, фрагментарность. С чем вернулись: с обидой, с болью? c разочарованием? Любовь — жизнь (красный), обида, боль, нелюбовь в ответ — смерть (белые губы)? Создается впечатление, что это не описание чувства, а описание мысли о чувстве, запомнившихся картинок про те чувства, сегодня забытые как чувства, но живые как мысли о них. Нет оттенков чувств, цветов, движения.

Вывод:

Все стихотворения, выбранные М носят чувственный, эмоциональный характер. Во всех лирическая героиня (лишь в одном стихотворении герой) испытывает сильные яркие эмоции, чаще отрицательные или, лучше сказать трагичные. Выбраны стихотворения, в которых сквозит обреченность, стихотворения, которые, на наш взгляд, содержат описание компенсаторных (защитных) форм реагирования: героиня стихотворения М. Цветаевой предстает перед нами демонстративно легкомысленной, отстраненно томной, переборовшей мечту (подавившей чувства?) и относящейся к своему спутнику несколько по-матерински, чуть свысока. Мужчина бросает и уже после этого, чтобы избежать боли утраты женщина-героиня «переплавляет» любовь в ненависть. Стихотворение-описание мысли о чувстве, запомнившихся картинок про те чувства, сегодня забытые как чувства, но живые как мысли о них. Нет оттенков чувств, цветов, движения. Налицо некоторая диссоциация сознания и чувств.

Конфликт, на наш взгляд, состоит в том, что с одной стороны, женщина страстно хочет быть любимой и чувствовать со стороны близких (значимых) мужчин отеческую заботу, с другой стороны, ставит себя в позицию матери по отношению к ним.

Анализ стихотворений (часть 3)

Ведущая — Марианна Збронская

Анализ выбранного стихотворения

***
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница
Самo — что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Марина Цветаева

Лирический герой — женщина, средних лет. Ее оставил любимый. Как мне кажется, она переживает весьма часто встречающуюся ситуацию: мужчина быстро влюбляется и вскоре у него это чувство проходит. Просто так проходит. Без причины. А женщина: она полюбила его. Пока у него была влюбленность, все было замечательно. Но вот он остыл, а она нет. Для него она прочитанная книга, а для нее только все только начиналось и вдруг, так неожиданно и непонятно кончилось: Она не понимает, что произошло. Почему вдруг все резко изменилось??? Еще вчера она была в раю, а проснулась в аду. Может быть она в чем то провинилась? Что то сделала не так? Героиня в этом стихотворении очень тяжело переживает разрыв, что усугубляется непониманием причины разрыва. Возможно, она говорит с ним, т.к. присутствует прямое обращение, но мне кажется, что это не обязательно так. Она пытается показать свою боль и пробует найти ответ на вопрос «почему?». И вряд ли получишь ответ у того, кто ныне к тебе равнодушен и избегает тебя. Она это понимает в последнем четверостишии находит ответ, говоря, что «зрелое яблоко само падает в свой срок». Что также прошла его влюбленность. Потому, что он просто не любил ее. Всего лишь был влюблен.

***
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминаю тебя.
Сергей Есенин

Это стихотворение говорит о той же ситуации, но со стороны мужчины. Он был влюблен. Это была именно влюбленность: яркая, эмоционально насыщенная, но: не долговечная. Его некогда любимая женщина была мудрой. Она уже тогда видела, что он ее не любит, что в его сердце этот огонь поверхностен и скоро угаснет. Хотя он искренне тогда в это не верил. Возможно, по этому у меня возникло ощущение, что женщина была старше его и мудрее. В его душе погас огонь, но оставил добрый след о ней и о их романе. Он обращается к ней с благодарностью за ее понимание и дальновидность, с уважением к ее мудрости, возможно от части оправдываясь за то, что не желая того, обманул ее. В момент их романа он действительно думал, что это серьезно, испытывая глубокие чувства и яркие эмоции. Но они не выдержали испытание временем и пространством. Он спокоен и печален. Мне кажется, что это не было высказано, а написано и отправлено письмом.

ЕЕ ГЛАЗА
Она мила — скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля -
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
А.Пушкин

Лирический герой говорит с другом или приятелем глядя на балу на даму. Он восхищен, т.к. видит в ее глазах, — зеркале души, — огонь и одновременно томность, детскую простоту и великолепие, подобное ангелу: Это необъяснимое сочетание противоречивых качеств, которое кажется не может уживаться в одном человеке, а потому так пленительно для него. Это женщина-загадка т.к. он не может дать ей точного односложного определения какая она. Такую женщину-книгу хочется читать и читать, ведь не возможно предсказать какой разворот событий ждет впереди.

***
Наконец-то встретила
Надобного — мне:
У кого-то смертная
Надоба — во мне.
Что для ока — радуга,
Злаку — чернозем -
Человеку — надоба
Человека — в нем.
Мне дождя, и радуги,
И руки — нужней
Человека надоба
Рук — в руке моей.
И за то, что с язвою
Мне принес ладонь -
Эту руку — сразу бы
За тебя в огонь!
Марина Цветаева

Она женщина страстная и эмоциональная, не раз Любила. И потому не раз обжигалась. В Любви так часто бывает: сначала ты паришь высоко в облаках и наслаждаешься безумным счастьем, но потом: чем выше ты летел, тем больнее тебе падать. Почему обязательно падать? Потому что Любовь захлестывает тебя без остатка, теряя разум и затмевая глаза. Мы часто можем не замечать, что ответное чувство не так уж велико, если оно вообще есть, самые страшные недостатки кажутся нам милыми особенностями и т.д. Но приходит время и все это становится очевидным. Ты борешься, страдаешь, ломаешь голову, не спишь ночами: И очень часто безрезультатно. Понимаешь, что ты не нужна ему, чтобы ты не сделала и как бы не изменила себя, свою жизнь. Просто ему нужна другая, о которой он будет мечтать всегда. А наша героиня наконец встретила человека, которому нужна именно она. Любовь — это взаимная зависимость. И нет ничего прекраснее знать, что человек, который нужен тебе как воздух, тоже не может представить жизни без тебя. И последнее, иногда, важнее. Знать, что ты нужен другому только потому, что это ты.

***
Коли милым назову — не соскучишься.
Превеликою слыву — поцелуйщицей.
Коль по улице плыву — бабы морщатся:
Плясовницею слыву, да притворщицей.
А немилый кто взойдет, да придвинется -
Подивится весь народ — что за схимница.
Филин ухнет — черный кот ощетинится,
Будешь помнить целый год — чернокнижницу.
Хорошо, коль из ружья метко целятся,
Хорошо, коли братья верно делятся,
Коли сокол в мужья метит — девице…
Плясовница только я, да свирельница.
Коль похожа на жену — где повойник мой?
Коль похожа на вдову — где покойник мой?
Коли суженого жду — где бессонница?
Царь-Девицею живу, беззаконницей!
Марина Цветаева

Героиня смогла вырваться от родительского программирования типа: «Порядочная женщина должна::» и далее 100 страниц убористым шрифтом. Это редко удается сделать. Это вызывает осуждение и порицание со стороны окружающих. Но когда ты нашел то, что делает тебя действительно счастливым, все остальное уходит на второй план и не может омрачить радости. Радости жить. Она наслаждается этим открытием и своей внутренней свободой: она флиртует, вместо того, чтобы изображать, что ей все равно, ставит на место неугодных персонажей, а не изображает жертву: Она ни в коей мере не думает, что ее путь — верный. Просто это — ее путь. Она его нашла и наслаждается!

Страницы: 1 2 Все

Марианна Збронская, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренинги, статьи, другие интервью



<<< Два письма     Синтон–кино (разбор фильмов) >>>

Все статьи...

Получайте свежие статьи и новости Синтона:

Наверх страницы

Наши Партнеры