Заказать звонок

Что делать, если в жизни не хватает творчества?

Автор: Марианна Збронская

Я часто, особенно в последнее время, сталкиваюсь с высказываниями разных людей о том, что в их жизни не хватает творчества. На поверку оказывается, что в этих словах: «мне не хватает в жизни творчества» — есть два смысловых пласта: внутренний — «мне не хватает в жизни… »— пласт желаемого, выражающий какую-то потребность, наполненный индивидуальным переживанием, и внешний — «творчество» — высказанное содержание, слово, которое часто используется для определения таких неопределенных понятий, как «высокое», «возвышенное», «настоящее», «уникальное», «значительное», «особенное».

Действительно, мы часто не придаем значения тому, что у слова «творчество» два безусловно близких, но, тем не менее, разных значения. С одной стороны, под творчеством понимают создание предметов искусства (литературы, живописи, прикладного творчества) — именно это значение чаще всего выходит на первый план. С другой стороны, под творчеством в широком смысле понимается процесс взаимодействия с жизнью, позволяющий человеку спонтанно выражать себя вовне, оставаясь верным своим ценностям, своей уникальности. В этом смысле, любая деятельность, «от супа до бизнес проекта», в которую человек вкладывает душу, наполняет своим духом, собой настоящим, деятельность, интерес к которой он считает для себя значительным в данный момент и в которой проявляются особенности содержания его внутреннего мира, становится искусством.

Невнимание к этой второй части значения слова «творчество» или незнание его делает ложью «мысль изреченную»: «мне не хватает в жизни творчества», «никогда не занимался творчеством, а сейчас есть ощущение, что что-то упустил». Я слышу за этими фразами глубокую грусть: «мне не хватает в жизни МЕНЯ, я не знаю, чего хочу на самом деле, не могу соприкоснуться со своими истинными чувствами; я никогда не был достаточно внимателен к себе, к своим интересам, не придавал высокого значения своим увлечениям, не задумывался, что именно для меня самого, для моей души было действительно важным в каждый момент моей жизни, и вот теперь мне кажется, что я что-то упустил в жизни… упустил себя… «И, конечно, это не печаль о несозданных предметах искусства — это тоска о собственной нереализованности в своей жизни.

К сожалению, слишком часто потемками для нас является не только чужая душа, но и своя собственная. Мы слишком часто имеем весьма смутное представление о том, как выглядит наш внутренний мир, какими содержаниями он наполнен, и у нас возникает ощущение пустоты… Нам кажется, что за этими «потемками» ничего нет… или чего-то не хватает. Вы когда-нибудь смотрели в кромешную тьму или в густой туман? Когда есть понимание, что внутри этого что-то есть, но разглядеть это нельзя. Можно попытаться отвлечься, не смотреть, сосредоточиться на чем-то внешнем, но пустота, как черная дыра, затягивает взгляд. Сколько ни отвлекайся — периферическое зрение ловит пустоту, пытаясь наполнить её образами чего-то известного и хоть сколько-то понятного.

Так и получается, что представления о «высоком», «возвышенном», «настоящем», «уникальном», «значительном», «особенном» перестают относиться к собственному внутреннему миру — он скрыт за «потемками» или обесценен, но вовне находится нечто, соответствующее тому, что хочется найти, например, искусство, которое и становится суррогатом подлинности для тех, кто не готов соприкасаться с подлинным собой.

Творчество же в широком смысле, и в жизни, и в искусстве, это естественный продукт самореализации, рождающийся на границе соприкосновения подлинного внутреннего с подлинным внешним, и если в процессе его рождения возникают затруднения, начинать надо с глубокого изучения себя. И это никогда не поздно.