Заказать звонок
Можно ли улучшить память?

Большинство взрослых людей считают, что прекрасно помнят одноклассников и друзей, события детства и юности, годы учёбы в вузе, всё, вплоть до сегодняшних дней. Однако на практике оказывается, что мы забываем даже то, что случилось сегодня или вчера.

Фактически средний человек может повторить лишь 5% информации, которую он усвоил за прошедшую жизнь, и ещё около 35% можно вспомнить с помощью наводящих вопросов. В то же время память нужна многим людям для их профессиональной и повседневной деятельности, и они хотели бы её улучшить.

Идя навстречу таким пожеланиям, учёные и психологи-практики разработали много методик и тренингов для улучшения человеческой памяти (спрос рождает предложение, не так ли?), но большинство из них малоэффективны. Самый лучший результат, полученный с применением таких приёмов — повышение объёма памяти не более чем на 20%.

Люди старшего поколения помнят школьное правило: «Повторение — мать учения». В просторечии это именуется «зубрёжка», а тех, кто этим занимается, называют «зубрилками». На самом деле люди мало что надолго запоминают при зубрёжке. В лучшем случае удаётся запомнить то, что нужно для ответа на ближайшем уроке.

Дело в том, что наш мозг — это самостоятельно действующий «компьютер». И устроен он так, что при продолжительном зазубривании информации он воспринимает такие действия как насильственные и старается их нейтрализовать, а мы получаем неприятные симптомы (сигналы) в виде усталости, головной боли, сонливости и т. д.

В общем, оказывается, что память нельзя тренировать, как мышцы, повторением действия, так как ничего хорошего из этого не выйдет.

Кроме того, из практики своей научной деятельности я знаю, что очень трудно запомнить информацию, если она человеку не интересна. Зато интересная информация запоминается легко и быстро. И ещё. Мне не удаётся запомнить то, что я не понимаю, хоть ты зубри 1000 раз.

И всё же приёмы и методы улучшения человеческой памяти существуют, и не такие уж они сложные и трудные.

При выборе этих приёмов и методов надо действовать осмысленно. Важно понимать, для чего человеку вообще нужна память. Информация, заложенная в памяти, в первую очередь нужна для принятия верных решений, а также для практической деятельности. Новая информация запоминается лучше и быстрее, если она взаимосвязана с уже имеющимися знаниями.

Кроме того, новая информация запоминается легче, если она не превышает 20–30% уже имеющихся у человека знаний. Отсюда следует вывод, что объём усвоенных новых знаний тем больше, чем больше объём предшествующих знаний, а это означает, что возможности нашей памяти безграничны.

Не всё запоминается одинаково. Что-то — легче, что-то — труднее. Короткое стихотворение запомнить легче, чем длинное. Интересный рассказ вспомнить легче, чем скучный. Если новый материал хорошо связан с известным ранее и только дополняет его, запомнить и применить новое легче. Непонятное или плохо понятое запоминается труднее, чем связанное с уже известным и понятным.

Специалисты, занимающиеся проблемами человеческой памяти, знают, что наша память способна творить чудеса, если правильно ею пользоваться. Ведь далеко не всегда причиной того, что мы забываем какую-то важную для себя информацию, является именно плохая память.

Иногда причина — обычная лень («забыл вынести мусор»), страх («забыл о приёме у стоматолога»), не очень приятное предстоящее событие («встреча с неприятным лично тебе человеком») и т. д. Информацию негативного характера память наша старается скрыть (и это хорошо!).

Зато приятная информация как бы сама собой всплывает в памяти (предстоящая встреча с интересным человеком, день получения зарплаты или стипендии, время долгожданной передачи по телевидению и т. д. ). Иногда причиной нарушения памяти может быть болезнь, усталость, психологическая перегрузка, недосыпание, плохое настроение. Устраните причину, и память вернётся.

Специалисты различают два основных механизма работы памяти.

Первый из них — это образная, или логическая память. Действие этого механизма заключается в том, что наш мозг хорошо запоминает связи между определёнными образами — маршрут движения, сюжет книги или рассказа, последовательность математических действий и т. д. Этот вид памяти для использования требует спокойствия и сосредоточенности, чтобы в мозгу успели закрепиться сформировавшиеся образы и их связи между собой и уже имеющимися знаниями.

Второй способ запоминания — механический, во время которого создаются связи между нервными клетками (нейронами) головного мозга. Это происходит при заучивании текстов или иностранных слов, изучении танцевальных па, спортивных движений и вообще действий, при выполнении которых нужно достичь автоматизма. Для использования второго способа особенно важен рацион питания — пища должна содержать больше белка.

Говорят, что знаменитый оратор древности Цицерон, готовясь к выступлению, ходил по дому и мысленно размещал части выступления на предметах обстановки, привычно стоящих на одних и тех же местах, а во время выступления вспоминал обстановку дома, и в его мозгу сами собой «всплывали» нужные ассоциации.

Известный Дейл Карнеги называл повторение «вторым законом памяти». При этом надо тратить на повторение не более 15 мин подряд 3–4 раза в день, иначе мозг начнёт отторгать заучиваемую информацию. И важно повторять материал исключительно по памяти.

Помогает запоминанию определённый рацион питания — рыба, оливковое масло, томаты, цветная капуста, яблоки, черника. Для улучшения памяти используются также специальные фитопрепараты.

В общем, как поётся в известной песне, «тренируйся, бабка, тренируйся, Любка…». И при этом правильно питайтесь, не перетрудитесь, и всё будет хорошо. Один мой знакомый, однофамилец космонавта узбекского происхождения, часто повторял: «Есть время работать, и есть время отдыхать». Как он был прав! И я вам это от всей души желаю!