Заказать звонок
Ах Нарцисс

Ах Нарцисс (1871—1946) — немецкий психолог, один из главных представителей Вюрцбургской школы. Нарцис Ах экспериментально показал, что испытуемый, прежде чем решать в соответствии с данной ему инструкцией задачу, располагает обычно неосознаваемой им установкой. Это обстоятельство сыграло важную роль в преодолении господствовавшей в те времена психологической трактовки мышления как ассоциативного процесса. Указанную установку Ах назвал «детерминирующей тенденцией». Отвергнув положение, согласно которому элементами сознания являются чувственные образы (восприятия или представления), он предложил заменить понятие об этих образах термином «сознаваемость».

Ах усовершенствовал методику «экспериментальной интроспекции», требуя от испытуемого придать ей систематический характер. Под этим имелось в виду, что, решая задачу, испытуемый должен расчленить свой внутренний опыт (данные самонаблюдения) на сменяющие друг друга во времени фрагменты и каждый из них тщательно проанализировать.

В дальнейшем, изучая процесс мышления, Ах изобрел методику образования «искусственных понятий», которая была модифицирована в отечественной психологии Л. С. Выготским.

Ах Нарцисс представитель Вюрцбургской психологической школы, последователь Освальда Кюльпе.

Учился в Вюрцбургском университете, затем стажировался в Гейдельберге у Эмиля Крепелина. Преподавал в университетах Вюрцбурга, Марбурга, Берлина, Кёнигсберга, Гёттингена.

Нарцисс Ах занимался, в основном, проблемой воли, сформулировав концепцию «детерминирующей тенденции» как её психологического механизма. Поставил несколько серий экспериментов, в которых посредством изощрённой методики «экспериментальной интроспекции» испытуемые рефлексировали и анализировали пошагово свой мыслительный процесс, выделяя в нём волевой импульс.

В начале 1930-х был среди немецких учёных, поддержавших приход к власти национал-социалистов, и, в частности, приветствовал приход Гитлера к власти в работе «Детерминация и её значение для проблемы вождя» (нем. Die Determination und ihre Bedeutung für das Führerproblem).